Гурийская республика
Гурийская республика — независимое, самоуправляемое крестьянское политическое образование в Гурии во время революции 1905 года. С начала 1902 года гурийцы протестовали против налоговой системы, отказывались арендовать землю у помещиков и работать на них, затем сформировали органы самоуправления и свои суды. Батумские социал-демократы в какой-то момент присоединились к гурийцам и прислали им политическое руководство. В 1905 году гурийцы официально объявили о создании республики, а в октябре даже разбили карательный отряд в небольшом сражении. Армия Российской империи смогла ликвидировать республику только в марте 1906 года. Гурийская республика считается одним из примеров успешного народного самоуправления и иногда сравнивается с Парижской комунной.
...
Гурия в начале ХХ века
Гурийское княжество было аннексировано Российской империей в 1829 году, а в 1840 его превратили в уезд, позже известный как Озургетский уезд. Этот уезд имел примерно те же границы, что и современная Гурийская область, и тоже делился на три части (участка), как сейчас делится на три района. Между 1829 и 1878 годом Гурия напрямую граничила с Турцией, поэтому в регионе было полувоенное положение. Почти все жители были вооружены. Из Турции время от времени приходили турки-дезертиры. 
 
К концу XIX века в Гурии проживало 100 000 человек, и это были исключительно крестьяне, но с высоким уровнем образования: в уезде было необычно много школ и библиотек, а гурийцы обнаружили в себе наклонности к чтению.
 
В 1860-х в Гурии отменили крепостное право, но крестьяне получили свободу на крайне невыгодных условиях, и их положение стало даже хуже, чем у российских крестьян. Если в Европейской части России считалось нормой иметь 10 десятин земли, то здесь часто бывало менее 2-х. При признанном прожиточном минимуме в 4 десятины. Из-за этого крестьянам приходилось арендовать дополнительную землю у помещиков. Экономические отношения были плохо урегулированы, и из-за этого два класса (крестьяне и дворяне) вели между собой вялотекущую войну.
 
В 1872 году через Гурию прошла железная дорога. Она позволила быстро попадать в Батуми или Поти, и гурийцы сразу отправились зарабатывать деньги в эти портовые города. В итоге среди рабочих Батуми оказалось очень много гурийцев. Батумский комитет социал-демократической партии был в те годы самым активным в Закавказье. Гурийцы принимали участие во всех забастовках и протестах, а когда их высылали назад в Гурию, они приносили с собой протестные настроения.
 
Катализаторами процесса стали несколько событий. В 1901 году в Гурии был неурожай, который привёл к голоду и сильно осложнил всё, связанное с налогами и арендой. Весной 1902 года начались протесты рабочих в Батуми. (5 апреля там был арестован Сталин). Многие протестующие рабочие были, вероятно, высланы домой в Гурию. 
 
Протесты 1902—1904 годов
Первый протест произошёл в селе Нигоити, которое расположено немного восточнее Ланчхути. В то время много конфликтов возникало из-за права выпаса скота на том или ином участке. На этот раз спор возник между жителями села и князем Мачутадзе. Примерно 700 человек, среди которых были и бывшие батумские рабочие, собрались на сходку и выдвинули в организаторы Григола Уратадзе, социал-демократа и уроженца села Ацана. На сходке было решено не работать на князя Мачутадзе и не выплачивать ему ренту. Это была своего рода забастовка, и у бастующих был ряд требований: они хотели свободного выпаса скота, сокращения ренты до 10% и отмены выплат священникам.
 
Уратадзе запросил помощи у батумского комитела РСДРП, но тут возникла идеологическая проблема: социалисты в те годы как раз спорили о том, допустимо ли принимать в партию кого-либо кроме рабочих. Через год эти споры приведут к расколу партии на большевиков и меньшевиков. Батумские социалисты решили, что крестьяне не могут быть авангардом протеста, и к ним не стоит относиться всерьёз. Кроме того, сходка в Нигоити проходила при иконах и с религиозными клятвами, и это тоже не совмещалось с социалистической идеологией. Уратадзе получил отказ, но ему частным образом помогли два партийца: Ное ДЖордания и Сильвестр Джибладзе, оба в будущем крупные политики. 
 
Участие в гурийском восстании — интересный момент биографии Жордания. В своих мемуарах он уопминает эти события одной фазой. Его освободили из тюрьмы "Метехи" только в июне 1902 года, отправилина родину в Ланчхути, а потом почти сразу арестовали повторно. Он явно знал о событиях, но едва ли успел долго в них участвовать.
 
Начавшись в Нигоити, протестные сходки впоследствии произошли в сельских сообществах в Акети, Дзимити и Джумати. Кутаисский военный губернатор (Алексей Алексеевич Смагин) в июле 1902 года посетил эти сходки и объяснил протестующим, что их требования незаконны. Но это не помогло. Сельская забастовка продолжалась, при этом было решено наказывать (и даже убивать) тех, кто нарушит решение сходки. Угрозы расправы стали получать и помещики. Смагин в те дни решил, что ничего особенно важного не происходит, но поручил следить за процессом и собирать данные.
 
Разведданные ему пришли следующие: «Руководителями сходок являлись частью учителя сельских школ, частью сосланные в Озургетский уезд под надзор полиции (более 10 человек)... Решения сходок формулировались одинаково, сопровождались клятвой друг другу и присягой под образами, обязывая участников взаимной поддержкой и дружным стремлением к осуществлению намеченных идей. Постановления сходок заключались в следующем: 1) никаких повинностей для сельских надобностей без ведома и предварительного одобрения выборных ими лиц не исполнять; 2) драмовых денег не платить; 3) не давать свыше 1/10 урожая помещикам, не допуская проверки со стороны последних; 4) по призыву в войска для воинской повинности не являться; 5) к помещикам в услужение не поступать; 6) влиятельных помещиков или лиц, мешающих исполнению поставленных целей, тайно убивать; 7) царь должен быть по общему избранию, ибо все на земле равны» (Донесение в МВД от 5 сент. 1902).
 
В конце июля Смагин уехал в Сванетию, а в Гурию ввели войска: сотню казаков Хопёрского полка и 6-й Кавказский стрелковый батальон из Сурами. С их появлением беспорядки в Гурии немного поутихли. 14 августа (ст. ст.) Смагин вернулся, ещё раз проехался по Гурии, уговаривая крестьян подчиняться закону. Кое-кого арестовали. Смагин решил, что рассадник протестов — библиотеки, и велел все их закрыть.
 
Между тем известия о гурийском протесте распространились по всему западу Грузии и крестьяне внимательно следили за происходящим, выжидая, что из этого выйдет. Слухи дошли и до востока страны. Со временем (примерно с декабря) протест перекинется на Мегрелию и даже на Гори.
 
9 ноября гурийцы прислали кутаисскому начальству заявление с изложением причин своего протеста. Оно начиналось такими словами: «За последнее время нас постигли неописуемые бедствия. Давно, как мы не имеем собственной земли в достатке и принуждены во избежание голодной смерти арендовать земли у местных землевладельцев-помещиков. Было время и то не так давно, что условия аренды были более или менее легкий: мы платили только одну десятую часть урожая и при том, что особенно важно, помещики сами отвозили себе следуемую часть; ... Но теперь времена переменились. Нас постигла какая-то кара божия, и наше хозяйство быстрыми шагами пошло к упадку. Нас заставили платить пошлину — четверть со всего урожая, и это даже и в том случае, когда мы сами не получали никакого урожая, заставляли нас платить с фиктивного, предполагаемого обильного урожая, хотя об «обильных» урожаях давно не слыхать. Но что особенно тягостно для нас — это самим доставлять следуемую часть помещику».
 
К концу 1903 года протестное движение слегка поутихло, но окончательно не погасло. А в мае 1903 года батумские социалисты наконец решили присоединиться к протестующим. Было решено рассматривать их как «сельскохозяйственных рабочих», и был сформирован специальный комитет. Для Гурии начали печатать листовки с призывом продолжать протест.
 

«Братья, не отставайте от борьбы, заявим протест на все действия правительства, присоединимся к нашим русским товарищам и вместе уничтожим сегодняшнего народного врага — правительство. Может быть борьба эта не обойдется без жертв, но ради святого дела должны пожертвовать. Долой русское правительство!».

Самоуправление

Гурийский протест интересен тем, что не был восстанием и ничего не свергал. Гурийцы просто игнорировали полицию, суды и администрацию, решая все вопросы без их участия. Протестующие сформировали свои, параллельные органы управления и судопроизводства. Ситуация чем-то напоминала события Американской революции в Северной Каролине в 1774 году.

 

Основным источником власти была сходка сельского общества (в общества объединялись несколько посёлков). Такие сходки собирались сначала спорадически, но со временем стали регулярными, по одной в неделю. Они решали и организационные и судебные вопросы. Они даже имели право обложения налогом: например, в конце 1904 года было решено собрать по 2 рубля (видимо с хозяйства) на закупку оружия.

 

Судебные решения принимались путём всеобщего голосования. Что интересно, женщины имели право голоса на таких собраниях. Смертную казнь гурийцы признавали, но не использовали в качестве меры наказания. Убийства дворян происходили, вероятно, по частной инициативе. РСДРП в те годы тоже не одобряло террор. Самой жёсткой, практически применяемой мерой наказания у гурийцев был бойкот.

 

,  ...

Революция 1905 года

...

июль 1904 - уехал голицин, Як. Дмитр. Малама остался (с 26 окт стст официально)

5 мая 1905 - вступил Воронцов-дашков

 

Сражение при Насакирали

...

Подавление
31 декабря (18 дек. ст.ст.) 1905 года было подавлено Московское восстание, и революция начала угасать. Генерала Максуда Алиханова вызвали из Гюмри и назначили временным тифлисским губернатором. Он собрал армию в 20 пехотных батальонов при 26-ти орудиях и отправился с ней в Западную Грузию.Восставшие крестьяне пытались задержать его где-то на перевалах около Сурами, но армия легко сломила сопротивление, вошла в Имеретию, и пошла на Гурию. Едва ли там были какие-то крупные бои. Армия вошла в Озургети, и до марта усмиряла Гурию. 4 года спустя в Госдуме были озвучены официальные цифры: сгорел 381 жилой дом, 400 магазинов, к смертной казни приговорено 73 человека, к каторге 62. 300 человек были сосланы в Сибирь. 
 
Последствия
...
Историческое значение
...
 
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.037870168685913 сек.