На главную Абхазия Гудаутский район Лыхны (село) Лыхненский храм Успения Богородицы
Лыхненский храм Успения Богородицы
Лыхненский храм Успения Богородицы или просто Лыхненский храм - средневековый храм в Гудаутском района Абхазии в черте села Лыхны, возле поляны Лыхнашта и развалин дворца князей Шервашидзе. Интересный и несколько необычный памятник абхазской архитектуры Х века, сильно отличающийся от остальных храмов Абхазии. Так как село Лыхны считается неформальной столицей Абхазии, то и храм обладает особым неформальным статусом.
 
Лыхненский храм

Фотография, сделанная в ту эпоху, когда храм не был заколочен в леса и закрыт деревянной крышей.

История
Есть памятники, о которых пишут много, но не по делу. Таков лыхненский храм. Обычно пишут, что он построен в Х веке, но такая датировка мало о чем говорит. Инициатором постройки мог быть абхазский царь Гиоргий II, или Феодосий II, или Леван III, построивший очень много храмов, или картлийский царь Баграт III. До Гиоргия II храмов почти не строили, эпоха была сложная, но по некоторым данным лыхненский - именно начало Х века.
 
У этого храма есть некоторые архитектурные особенности, которые делают его похожим на храм в Лоо около Сочи и особенно на Зеленчукские храмы в Кабарде. Зеленчукский храм построен примерно в 915 году, а очень похожий Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии - в первой половине Х века. В самой Абхазии таких храмов нет. (В Грузии тоже, не считая подозрительно похожего храма Иоанна Крестителя в Кварели 1890 года постройки)
 
Так как именно абхазские цари и епископы занимались проповедью христианства на Северном Кавказе (в Алании), то обычно считается, что именно абхазские архитекторы строили северокавказские церкви (не считая осетинских). В этом случае лыхненский храм мог быть образцом. 
 
Об обстоятельствах постройки мы не знаем ничего. В XIV веке храм был расписан фресками в византийском стиле. Это так называемый "палеологовский стиль", который можно видеть в Имеретии в храме монастыря Убиса. Они фрагментами сохранились до сих пор.
 
Поздняя история храма известна плохо. В XV веке в Абхазии начинает распространяться черкесская культура и северокавказское язычество, поэтому церковная жизнь постепенно вымирает, а храмы или забрасываются, или правращаются в языческие капища. Но у лыхненского храма была одна особенность: он был расположен прямо у дворца князей Шервашидзе, а они до XVIII века оставались по вероисповеданию православными. Потом они всё же перешли в ислам, но в его либеральной форме. Князь Келеш-Бей, например, не препятствовал крещению своего сына Сафар-Бея. Когда Сафар-Бей умер в 1821 году, его привезли из Сухуми в Лыхны и похоронили при этом храме. Из чего следует, что ещё в эти годы храм функционировал.
 
После того, как российская армия взяла село и храм под контроль (около 1830 года), церковная жизнь здесь понемногу ожила. В 1855 году император даже подарил храму икону. В 1866 году здесь же около храма началось Лыхненское восстание, и был убит полковник Коньяр. На его могиле построили часовню, которую видно по сей день.
Современность
Храм дожил до наших дней и при этом почти не пострадал. Своды его не рухнули, барабан купола не повредился. И все же 1000 лет не прошла бесследно, так что недавно храм зашили в леса и закрыли от дождя деревянными щитами. 
 
Обычно пишут, что это обыкновенный крестово-купольный храм. Но он не совсем обыкновенный. Для начала, у него очень маленький диаметр барабана купола. Сам барабан имеет вид шестигранной башенки с плоским куполом. малый диаметр купола неизбежно делает узкими неф и трансепт. Если говорить проще, то любой крестово-купольный храм в плане имеет форму креста, ширина рукавов которого совпадает с диаметром барабана. Например, огромный барабан собора в Дранде порождает такие же огромные рукава. Лыхненский храм наоборот, имеет узкие неф и трансепт - самые узкие в Абхазии и, наверное, во всем Закавказье. А вот Шоанинский храм как раз такой.
 
Вторая особенность храма - необыкновенные пристройки с запада и юга, некий гибрид портика и притвора. Таких нет нигде в Закавказье (не считая упомянутого кварельского), зато именно таков Северный Зеленчукский храм. Этот храм - вообще точная копия Лыхненского.
 
Фото этого портика
Сейчас храм действующий, его посещает довольно много народа, и перед храмом сейчас сделана парковка, кафешка, и сувенирные торговые ряды. В храм можно зайти и посмотреть его знаменитые фрески, хотя фотографировать не разрешается.
Захоронения
Храм интересен двумя интересными захоронениями. Здесь похоронен князь Сафар-Бей Шервашидзе, которого когда-то российские военные уговорили вступить в подданство Российской империи и свергнуть своего брата-исламиста Аслан-Бея. Абхазы считают Аслан-Бея героем, а Сафар-Бея презирают до глубины души. Этот человек продержался у власти 10 лет, не выходя за пределы сухумской крепости. Его сын Михаил стал последним формально независимым князем Абхазии. Абхазию конфисковали у него в 1866 году, а сам князь позже был похорронен в соборе Моква. Его сын Георгий был обычным дворянином Росийской империи, умер в 1918 году и был похоронен тут же в лыхненском соборе. Гиды и путеводители иногда путают Георгия с Сафар-Беем.
Святилище Лых-ныха
Абхазская специфика проявилась в том, что прямо у храма сейчас находится место для языческих жертвоприношений, причем широко известное, входящее в "Семь святилищь Абхазии". такое место называется "Абжьныха", а лыхненская абжныха имеет личное имя: "Лых-ныха". Как и все абжныхи, это просто место, где можно вступать в контакт с "ангелами". 
 
Иногда пишут, что лыхненский храм был построен на месте древнего святилища. В принципе такое возможно, хотя едва ли память о формах того раннего культа дожили до нашего времени. Абхазское язычество с высокой долей вероятности появилось в XVI веке, при этом оно очень напоминает сильно искаженное христианство. Не исключено, что "Лых-ныха"  возникла тогда, когда службы в храме прекратились, а память о нём как о священном месте была ещё жива. Иными словами, культ Христа превратился в культ храма (как это было с пицундским собором), а потом и в культ места. Но тема эта пока слабо изучена.
Как добраться
Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней - храм. Сюда можно быстро добраться на  такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.
 
 храмы Абхазии
БедияДрандаИлориЛыхныМоква
МюссераПатриарший собор
храм Симона
Сухумский соборЦандрипш
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.045812129974365 сек.