Пшави

Пшави(я) (ფშავი) — область в горной части Грузии, в составе Душетского муниципалитета, населённая, как можно догадаться, пшавами. Эта область отчасти напоминает Тушети и Хевсурети, но имеет ряд отличий. Например, сюда очень легко попасть. Если доехать из Тбилиси до Жинвали и выйти у поворота на Тианети и Шатили, то все справа от трассы уже будет Пшавией. Пшавы населяют долину Арагви, Пшавской Арагви, и верховья Иори. Сразу к северу живут хевсуры, на восток — тушинцы.

 

 Пшавия

Пшавская Арагви на границе с Хевсуретией

 

Пшавия состоит из трёх частей. Верховья Пшавской Арагви от слияния с Хевсурской Арагви называют Задней Пшавией или Уканапшави. Это как бы самый главный пшавский регион. Здесь находится село Шуапхо, которое считается условной столицей Пшавии.

 

От слияния и вниз до Жинвальского водохранилища находится Нижняя Пшавия, главным посёлком которой считается Магароскари. Через эту часть Пшавии неизбежно проезжают те, кто едет в хевсурский Шатили. Село Магароскари в их случае будет единственным пшавским селом, которое они увидят с трассы.

 

Кусочек Пшавии оказался в долине реки Иори. Там Пшавия начинается примерно в 15 километрах от города Тианети:

Сейчас же за небольшим селением Аджагва, расположенным на правом берегу Иоры, кончается крайний северный угол Тионетской равнины. Начиная отсюда, воды Иоры текут в крутых, обрывистых берегах. Выше на левом берегу находится селение Квернаули. Аджагва и Квернаули — последние грузинские селения: за ними идут жилища пшавов. Километрах в пятнадцати от Тионет находится пшавское селение Артани.

История

Мы знаем, что пшавы в каком-то виде существовали уже в античности, хотя их не отличали от хевсуров и оба народа собирательно назывались пховцами. При описании крещения Иберии говорится,что Святая Нина пыталась проповедовать христианство и им тоже:

 

И призвала горцев: чартальцев, пховцев и цилканцев, и проповедала веру Христа, и те не пожелали [принять ее]. И эристав пустил немного в ход оружие, и [они] со страху выдали на сокрушение свои идолы.

 

После принятия христианства территория Пшавии была, вероятно, выдана под управление Цилканскому епископу, и он занимался проповедью среди горцев.

 

Позже Пшавия оказалась в границах Кахетинского царства. Около XI века она подчинялась кветерскому эриставу.

 

Важное событие произошло в 1210 или 1212 году, в годы царицы Тамары. Пховцы восстали по причинам, ныне неизвестным. На их подавление была отправлена большая армия, которая посносила все укрепления в регионе. Утверждается, что само название "Пхови" исчезло после этого и сохранилось только в названии села Шуапхо (Шуа-Пхо, то есть, середина Пхо или Центр Пхо). В это же время по приказу царицы была построена церковь Святого Гиоргия, которая впоследствии превратилась в святилище Лашарис-Джвари. Вероятно, несколько позже была построена часовня Святой Тамары.

 

Далее в истории Пшавии присутствует некоторый пробел. Вероятно, в монгольскую эпоху пшавы перестали подчиняться царям и перешли на независимое существование. Видимо, именно в эту эпоху Пшавия начала скатываться обратно в язычество, особенно в XV веке, когда влияние христианской церкви ослабло на всем Кавказе.

 

Где-то в XVI веке кахетинский царь Леван II договорился с пшавами, что они будут ему служить, а он за это разрешит им держать овец в Алазанской долине. Что б пшавы охотнее пошли на это соглашение, он даже пожертвовал что-то Лашарскому святилищу. 

 

Где-то между 1619 и 1629 годами арагвский эристав Зураб попытался завоевать Пшави. Он прошёл весь регион, разбил пшавов где-то около Орцкали, дошёл до Хошары и попытался разрушить святилище Лашарис-Джвари, но в итоге пшавам удалось вытеснить его из своего ущелья. Когда Зураба убили в 1629 году, это было большой радостью для всех пшавов. Об этих событиях сложено довольно много народных песен.

 

После 1650 года персидское руководство решило переселить в Алазанскую долину часть кочевых племён. Это означало, что пшавы лишатся своих зимних пастбищ; поэтому, когда арагвский эристав Заал решил напасть на переселённых кочевников, пшавы охотно его поддержали и стали главной ударной силой его армии. В 1659 году армия эристава, пшавов и тушинцев впустилась в долину, захватила крепости Бахтриони и Алаверди, и истребил всех переселенцев. Это событие вошло в историю как "Бахтрионское восстание". Сейчас где-то около села Хоми стоит памятник участнкиам этого восстания.

 

В XVII и XVIII веках кахетинские цари время от времени прятались в Пшавии от персов или турков. Они набирали пшавов к себе а армию, использовали их для охраны от дагестанцев и чеченцев и даже освободили горцев от налогов.

 

В 1804 году пшавы собирались присоединиться к Мтиульскому восстанию против российской администрации, но с ними успели договориться, кое-что им заплатили, и в итоге Пшавия не восстала и не обрела проблем с российской армией. Когда царевич Александр попросил пшавов помочь ему в войне за освобождение грузинского царства от русских, пшавы снова отказались. В 1813 году они даже, по некоторым данным, пропустили через свою территорию армию генерала Симановича, которая шла покорять хевсуров. За что хевсуры их предсказуемо невзлюбили.

 

По статистике 1830 года в Пшавии жило 7 000 человек, 27 поселений, 878 семей. Пшавы выращивали ячмень, но его не хватало, и зерно докупали в Кахетии. Экспортировали пшавы в основном шерсть. В Пшавию был назначен специальный пристав, но он не вмешивался в самоуправление. Хотя уголовные дела разбирались в Телави.

 

...

 

Из пшавской истории можно вывести одно важное заключение: если хевсуры и тушины вообще никак не вмешивались в грузинские события, то пшавы время от времени в чём-то участвовали.

Современность

В смысле традиционой культуры пшавы занимают промежуточное место между тушинцами и хевсурами. Традиционная культура отмирала здесь медленее, чем в Тушети, но быстрее, чем в Хевсурети. Например, обычай кровной мести тут был на грани вымирания еще в 30-е годы. Хотя еще в 20-е года пшавы вовсю воевали с хевсурами. Об этом кое-что сообщается в рассказе Зинаиды Рихтер. Когда в 1930-е годы жрецы ещё существовали в Хевсуретии и уже вымерли в Тушетии, в Пшавии они существовали, хотя и отмирали, как явление.

 

Пшавов примерно 55 000 человек. Отчего-то они никогда не кучковались в крупные укреплённые посёлки вроде Шатили или Омало. Это единственный гоный народ, который жил отдельными хуторами и не строил каменных башен. Так что для туристов тут не сохранилось ничего фортификационного. 

 

 

Через Пшавию можно интересно проложить маршрут в Хевсуретию. Например, пройти вверх по Пшавской Арагви до села Шуапхо, затом пройти еще 4 километра до места, где с севера в Арагви впадает река Матура и подняться вдоль по реке до села Матура. Оттуда можно подняться на хребет и уйти на выбор: или к исоку Аргуна и в долину Аргуна (и далее до Шатили), или в ущелье Ардоти, где спуститься вниз до Муцо и выйти к Шатили с севера.

 

 

 

 

 

 

 

 Горные области Грузии
 Верхняя Сванети Нижняя Сванети  
 Тушети Пшави 
 Хевсурети  Хеви

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041396856307983 сек.